Как лучше понять себя и достичь своих целей в карьере и жизни? Ваш мозг и только он — ключ к успеху. То, что происходит внутри него, определяет, насколько успешно вы контролируете свою жизнь. Основная задача этой книги — продемонстрировать вам, как мозг работает, реагирует на стимулы и как вы можете это использовать. Для этого авторы исследовали, как мыслят и планируют музыканты, которым удается очень гармонично сочетать и координировать несколько активностей.
Порой музыкант решает полностью погрузиться в ту или иную эмоцию. Наиболее убедительными и впечатляющими становятся те концерты, в которых исполнитель передает свою эмоциональную вибрацию аудитории. Внутри каждого из нас все время латентно присутствуют все эмоции, и мы — следуя примеру музыкантов — должны научиться решать, на какие из них обратить особое внимание (и, следовательно, оживить) в тот или иной момент. Интенсивность эмоций можно усиливать или ослаблять, нажимая на другие клавиши «внутреннего фортепиано»; таким образом, их следует считать скорее внешними проявлениями происходящих процессов и ваших привычек, нежели правдивыми свидетелями ситуаций. В этой главе мы расскажем, как конструктивными способами питать свои эмоции, и поможем понять, насколько важную роль они играют в вашем мозгу. Эмоции представляют собой превосходный механизм обратной связи. Они дают вам знать о вашем душевном состоянии и при необходимости сами призывают изменить их. Эмоции — это программы действий. Однако, вопреки расхожему мнению, их не следует воспринимать как «истину» о вас или о ситуации, в которой вы оказались: ни одной «правильной» интерпретации или восприятия той или иной конкретной эмоции не существует и не может существовать. Эмоции чрезвычайно чувствительны, их легко пробуждает к жизни нажатие на любую другую клавишу нашего «внутреннего фортепиано». Например, если мыслительные паттерны неконструктивны, ваши поступки и действия могут привести к тому, что вы почувствуете себя униженным и подавленным. Если цель кажется вам недостижимой, это активизирует мозжечковую миндалину, и вас охватывает паника. Если ваше тело вялое и неэнергичное, настроение ухудшается. Если ваш фрейминг ситуации отнюдь не позитивен и в результате ее восприятие не способствует вашему успеху, вы можете страшно перепугаться. Если вы не обучены создавать ви´дение будущего, это занятие может вызвать тревогу и беспокойство — мысли о будущем также будут вас пугать. Если кто-то попирает ваши ценности, это, скорее всего, приведет к взрыву гнева. И если вы не выработали у себя привычку обращать внимание на свои успехи и впоследствии воскрешать их, то наверняка чувствуете себя несостоявшимся и, следовательно, ощущаете подавленность.
Эмоции легко пробуждает к жизни нажатие на другие клавиши «внутреннего фортепиано».
Об этом надо помнить всегда. В следующий раз, почувствовав, что боретесь с негативными и трудными эмоциями, попробуйте нажать на другие клавиши своего «внутреннего фортепиано».
Большинство людей, к сожалению, поступают с точностью наоборот. Когда им грустно и они чувствуют злость, страх и т. д., они продолжают играть на клавише «Эмоции», еще сильнее сосредоточивая внимание на этих негативных чувствах, еще больше говоря о них и пытаясь понять, в чем же дело. В качестве эксперимента попробуйте вместо этого осознанно переместить фокус на одну, две или три другие описанные в этой книге клавиши и посмотрите, куда вас это приведет.
Кроме того, не следует забывать, что эмоции обладают способностью передаваться от человека к человеку. Мы, люди, заражаем друг друга не только простудой или гриппом, но и эмоциями. Особенно те, кто взаимодействует друг с другом тесно и регулярно. Самыми заразными в этом плане являются коллеги, друзья и супруги. Пагубные взаимоотношения зачастую работают как медленно действующий яд, в то время как позитивные, вознаграждающие отношения оказывают на ваше здоровье весьма положительный эффект. Подумайте, чем бы вам хотелось заразиться? А чем совсем не хотелось бы? Тщательно выбирайте круг общения! И помните, что на вас влияют не только эмоции других людей, но и их реакция на ваши эмоции.
Заражение эмоциями происходит через так называемый разомкнутый цикл в нашем мозгу. Если в системе возникает разомкнутый цикл, она в своем самоуправлении опирается на внешние источники. В нашем теле есть также системы замкнутого цикла, например кровеносная система, при этом все, что происходит в системах кровоснабжения других людей, никак не влияет на вашу. А разомкнутый цикл еще называют взаимной адаптацией между людьми.
Психолог Дэниел Гоулман считает, что у каждого из нас имеется «межличностный радар» и что чем сильнее наша эмоциональная связь с тем или иным человеком, тем активнее идет взаимный обмен; а самый мощный обмен имеет место между теми, кто много времени проводит в обществе друг друга. Например, знаете ли вы, что от 50 до 70% рабочей атмосферы в офисе напрямую зависит от начальника и его поведения? Чем не пища для серьезных размышлений? И если вам когда-либо приходилось присутствовать на вечеринке, где гостей принимала злая или безразличная хозяйка, то вы отлично знаете, о чем мы говорим, — скорее всего, вы просто не могли дождаться, когда уже можно будет уйти!
Общение с человеком изменяет нервные пути в вашем мозгу. Причем оно влияет не только в эмоциональном, но и в биологическом плане. Исследования показали, что у женщин, долгое время работающих бок о бок, вырабатывается одинаковый менструальный цикл. Имеет место синхронизация взаимодействующих биологических систем. Больше того, ближайшее окружение оказывает влияние не только на уровень наших гормонов, но и на работу сердца, ритм сна и иммунную систему. И если вы способны направить свои эмоции в позитивную сторону и привнести в них лучшее, что есть в других людях, возникает резонанс. Это означает, что вы находитесь в гармонии с самим собой и с теми, кто вас окружает. Вместе с тем, направляя свои эмоции к негативу, вы отвечаете за распространение диссонанса, иными словами, дисгармоничного настроения. Так что резонанс и диссонанс имеют отношение не только к музыке, но и к нашей с вами жизни.
С этой точки зрения также полезно всегда следить за тем, какие эмоции вы переживаете в данный момент, каковы ваши текущие ценности, что пробуждает в вас энтузиазм. И исследовать, что движет другими людьми. Кроме того, пора четко определиться, куда вы хотите прийти (→Ви´дение, Цели, Ценности), а также понять, как вы собираетесь туда попасть (→Мысли, Тело, Восприятие, Успехи). Имейте в виду, что вы постоянно эмоционально заражаете не только других, но и самого себя. Конструктивные привычки помогут вам направить свои эмоции в конструктивную сторону. Если, например, вы знаете, что вас очень легко вывести из себя, постарайтесь взрастить на этот случай какую-то альтернативную эмоцию: спокойствие, одобрение, любознательность или что-то еще. Просто сфокусировав внимание на спокойствии, вы усиливаете это чувство. Это просто потрясающе! И полностью соответствует логике мозга: на чем вы сосредоточены, того и будет в вашей жизни больше.
Просто сфокусировав внимание на спокойствии, вы усиливаете это чувство.
Здесь стоит вспомнить о весьма распространенной теории, будто негативные эмоции, скажем, гнев, нельзя сдерживать, что их «отыгрывание» помогает избавиться от них и почувствовать себя лучше. Нам советуют: «Кричи, ори, визжи, топай ногами!», не держи злость в себе, дай ей выход, дай волю своим эмоциям, и избавишься от них. Но в действительности этот метод малопригоден, поскольку, фокусируясь на той или иной конкретной эмоции, вы лишь усиливаете ее и испытываете чаще и в большем объеме. Исследование, проведенное в университете Айовы психологом Брэдом Бушманом, показало, что студенты, которых просили «выпустить пар» и дать выход своему гневу, впоследствии были намного агрессивнее тех, кто, испытав эту негативную эмоцию, в течение двух минут сидел в полной тишине. Как это метафорически сформулировал психолог Ричард Уайзмен, эмоциональная разрядка не погасит огонь гнева или злобы — напротив, она подольет в него масла.
Жесты важны для эмоций. Даже самое незначительное изменение может серьезно повлиять на то, как вы себя чувствуете. Исследования в области воплощенного познания, или познания человека как телесного материального субъекта, показали: чтобы испытать ту или иную эмоцию, необходима соответствующая деформация лицевых мышц. Иначе говоря, чтобы почувствовать себя счастливым, нам надо выразить эту эмоцию мимически. Важно также и то, как часто вы улыбаетесь. Улыбаться можно двумя способами: либо искусственно, нарочно, либо по велению своего эмоционального мозга. Это отлично известно любому неврологу, которому приходилось лечить пациентов, у которых одна сторона лица парализована. Такой больной не может улыбнуться по команде, но если он услышит хорошую шутку, его лицо осветит широкая улыбка. Как же такое возможно, если лицевые мышцы не работают? Обычно это объясняется тем, что мышцы лица не парализованы; просто нервные связи, управляемые усилием воли пациента, не доходят до этих мышц. А вот забавная история или хороший анекдот достигают его эмоционального мозга, который по-прежнему сохраняет связь с лицевыми мышцами.
По мнению психолога Мартина Селигмана, существует два вида улыбок: «дюшенова» (искренняя улыбка) и улыбка «пан-американ» (фальшивая улыбка). Для «дюшеновой» улыбки характерно движение вверх уголков губ и появление морщинок в уголках глаз. Ответственные за это мышцы называются скуловой и круговой мышцей глаза соответственно, и управлять ими усилием воли чрезвычайно трудно. А улыбка «пан-американ» не обладает ни одной из характеристик «дюшеновой»: она больше напоминает вызванную судорогой гримасу вроде тех, какие мы видим у низших приматов, когда они чувствуют страх и угрозу. Исследование, проведенное в Калифорнийском университете, показало, что по улыбкам студентов в выпускных фотоальбомах — искренним либо фальшивым, — можно довольно точно предсказать, какими будут их семейная жизнь и личное благополучие в ближайшие 30 лет.
По улыбкам студентов в выпускных фотоальбомах можно прогнозировать перспективы их личного благополучия.
«Может ли улыбка избрать президента?» — именно таким вопросом задался Брайан Маллен. И он с коллегами принялся оценивать мимику и жесты трех телеведущих в процессе президентской предвыборной гонки 1984 года, в которой участвовали Рональд Рейган и Уолтер Мондейл. Ученые обзвонили зрителей по всей стране, спрашивая их, за кого те голосовали, а затем внимательно изучили поведение трех телеведущих. Двое из них вели себя вполне нейтрально, но последний, Питер Дженнингс, говоря о Рейгане, использовал явно более позитивную мимику и жесты, чем когда говорил о Мондейле. Исследование показало, что тем самым Дженнингс довольно мощно повлиял на американцев, убедив их проголосовать за Рейгана.
Но если жесты и мимика других людей способны продвигать их точку зрения, может, это под силу и вам? Несомненно! Как вы думаете, что будет, если исследователи попросят испытуемых оценить качество разных наушников и при этом потребуют, чтобы одни сидели неподвижно, вторые кивали головами (как бы говоря «да»), а третьи качали головой (как бы говоря «нет»)? Вы, наверное, уже догадались, что испытуемые, кивавшие головами, дадут устройствам более высокую оценку, чем те, кто отрицательно качал головой. Это еще один наглядный пример воплощенного познания, о котором мы говорили выше (→Тело).
Если у нас уже выработалась на что-то позитивная или негативная точка зрения, наши жесты могут сыграть существенную роль в усилении этого мнения. Когда мы выражаем позитивную точку зрения, мы киваем головой и наши телодвижения становятся более плавными. Когда мы высказываемся по поводу чего-то негативно, мы отрицательно качаем головой и наше тело делает более резкие движения. И когда другие люди оценивают нас на основании наших жестов и мимики, спокойные и плавные движения интерпретируются ими как движения сердечного человека, а резкие и отрывистые — как равнодушного и неприятного.
Изменения лицевой мускулатуры влияют на наше душевное состояние, потому что мышцы создают в эмоциональных функциях мозга открытый, незамкнутый контур. Если, прослушивая сообщение на автоответчике, вы улыбаетесь, то наверняка воспримете его более позитивно, нежели если на вашем лице в этот момент будет недовольная гримаса. Если вы счастливы, но не имеете возможности улыбаться, интенсивность этого чувства будет намного меньше. Психолог Роберт Зайонц даже доказал, что для изменения своих эмоций достаточно пропеть один-единственный гласный звук. Пропойте «а» или «е» раз двадцать, и ваше настроение улучшится; пропойте «у», и оно станет хуже.
Игра на клавише «Эмоции»
Нажимая на эту клавишу, вы, словно музыкант, настраиваетесь на свои эмоции — и на эмоции других людей. Вы обращаете внимание на жесты, мимику и микромесседжи. Вы осознаете роль миндалевидного тела и помните, что оно способно серьезно снизить продуктивность вашего поведения. Вы понимаете, что все эмоции латентно присутствуют в вас все время, что они тесно связаны со всеми другими клавишами вашего «внутреннего фортепиано» и что эмоции, которые вы испытываете в данный момент, в значительной мере зависят от вашего собственного выбора. Вы также знаете, что эмоции легко и просто передаются от одного человека к другому, и постоянно следите за тем, как игра на остальных семи клавишах вашего «внутреннего фортепиано» изменяет эмоции. Вы знаете о волшебной доле секунды, когда все можно изменить, и по возможности используете эти знания.
Вам также известно, что нейроны, которые вместе возбуждаются, связаны друг с другом. Это относится к негативным жизненным событиям (например, к подсознательному отвращению к креветкам, которыми вы когда-то отравились). Но, к счастью, это относится и к событиям позитивным. Подумайте о человеке, которого по-настоящему любите, и ваш мозг отреагирует соответствующей эмоцией. Создайте приятную для вас ситуацию или займитесь чем-нибудь, что приносит вам удовольствие, и позитивные эмоции возникнут снова, словно сами собой. Вы не можете скомандовать себе стать счастливым, но можете приняться за то, что делает вас таковым, и благодаря этому создавать восходящие спирали позитивных эмоций.
Музыканты постоянно развивают способность быстро изменять эмоции. Играя одно и то же музыкальное произведение, они часто и без труда переключаются с эмоции на эмоцию и благодаря этому могут выбирать и проникаться чувствами, которые наиболее полезны для исполнения той или иной музыкальной темы. Хороший музыкант может быть задумчивым в одну секунду, тосковать в следующую, затем стать безумным и неистовым, а потом — счастливым и расслабленным. Конечно, это требует высочайшего уровня эмоциональной гибкости. Как писал Карл Филипп Эммануэль Бах (сын великого Иоганна Себастьяна): «Музыкант не может тронуть душу других людей, если не затронет свою собственную». Это касается любых мощных и значимых коммуникаций между людьми. Если вам хочется, чтобы окружающие на эмоциональном уровне почувствовали, что´ вы пытаетесь им сказать, почувствуйте это сами. И тогда в дело вступят зеркальные нейроны, которые заразят вашими эмоциями других людей.
Эмоции чрезвычайно чувствительны, их легко пробуждает к жизни нажатие на любую другую клавишу нашего «внутреннего фортепиано». Например, если мыслительные паттерны неконструктивны, ваши поступки и действия могут привести к тому, что вы почувствуете себя униженным и подавленным. Если цель кажется вам недостижимой, это активизирует мозжечковую миндалину, и вас охватывает паника. Если ваше тело вялое и неэнергичное, настроение ухудшается. Если ваш фрейминг ситуации отнюдь не позитивен и в результате ее восприятие не способствует вашему успеху, вы можете страшно перепугаться. Если вы не обучены создавать ви´дение будущего, это занятие может вызвать тревогу и беспокойство — мысли о будущем также будут вас пугать. Если кто-то попирает ваши ценности, это, скорее всего, приведет к взрыву гнева. И если вы не выработали у себя привычку обращать внимание на свои успехи и впоследствии воскрешать их, то наверняка чувствуете себя несостоявшимся и, следовательно, ощущаете подавленность.
Эмоции легко пробуждает к жизни нажатие на другие клавиши «внутреннего фортепиано».
Об этом надо помнить всегда. В следующий раз, почувствовав, что боретесь с негативными и трудными эмоциями, попробуйте нажать на другие клавиши своего «внутреннего фортепиано».
Большинство людей, к сожалению, поступают с точностью наоборот. Когда им грустно и они чувствуют злость, страх и т. д., они продолжают играть на клавише «Эмоции», еще сильнее сосредоточивая внимание на этих негативных чувствах, еще больше говоря о них и пытаясь понять, в чем же дело. В качестве эксперимента попробуйте вместо этого осознанно переместить фокус на одну, две или три другие описанные в этой книге клавиши и посмотрите, куда вас это приведет.
Кроме того, не следует забывать, что эмоции обладают способностью передаваться от человека к человеку. Мы, люди, заражаем друг друга не только простудой или гриппом, но и эмоциями. Особенно те, кто взаимодействует друг с другом тесно и регулярно. Самыми заразными в этом плане являются коллеги, друзья и супруги. Пагубные взаимоотношения зачастую работают как медленно действующий яд, в то время как позитивные, вознаграждающие отношения оказывают на ваше здоровье весьма положительный эффект. Подумайте, чем бы вам хотелось заразиться? А чем совсем не хотелось бы? Тщательно выбирайте круг общения! И помните, что на вас влияют не только эмоции других людей, но и их реакция на ваши эмоции.
Заражение эмоциями происходит через так называемый разомкнутый цикл в нашем мозгу. Если в системе возникает разомкнутый цикл, она в своем самоуправлении опирается на внешние источники. В нашем теле есть также системы замкнутого цикла, например кровеносная система, при этом все, что происходит в системах кровоснабжения других людей, никак не влияет на вашу. А разомкнутый цикл еще называют взаимной адаптацией между людьми.
Психолог Дэниел Гоулман считает, что у каждого из нас имеется «межличностный радар» и что чем сильнее наша эмоциональная связь с тем или иным человеком, тем активнее идет взаимный обмен; а самый мощный обмен имеет место между теми, кто много времени проводит в обществе друг друга. Например, знаете ли вы, что от 50 до 70% рабочей атмосферы в офисе напрямую зависит от начальника и его поведения? Чем не пища для серьезных размышлений? И если вам когда-либо приходилось присутствовать на вечеринке, где гостей принимала злая или безразличная хозяйка, то вы отлично знаете, о чем мы говорим, — скорее всего, вы просто не могли дождаться, когда уже можно будет уйти!
Общение с человеком изменяет нервные пути в вашем мозгу. Причем оно влияет не только в эмоциональном, но и в биологическом плане. Исследования показали, что у женщин, долгое время работающих бок о бок, вырабатывается одинаковый менструальный цикл. Имеет место синхронизация взаимодействующих биологических систем. Больше того, ближайшее окружение оказывает влияние не только на уровень наших гормонов, но и на работу сердца, ритм сна и иммунную систему. И если вы способны направить свои эмоции в позитивную сторону и привнести в них лучшее, что есть в других людях, возникает резонанс. Это означает, что вы находитесь в гармонии с самим собой и с теми, кто вас окружает. Вместе с тем, направляя свои эмоции к негативу, вы отвечаете за распространение диссонанса, иными словами, дисгармоничного настроения. Так что резонанс и диссонанс имеют отношение не только к музыке, но и к нашей с вами жизни.
С этой точки зрения также полезно всегда следить за тем, какие эмоции вы переживаете в данный момент, каковы ваши текущие ценности, что пробуждает в вас энтузиазм. И исследовать, что движет другими людьми. Кроме того, пора четко определиться, куда вы хотите прийти (→Ви´дение, Цели, Ценности), а также понять, как вы собираетесь туда попасть (→Мысли, Тело, Восприятие, Успехи). Имейте в виду, что вы постоянно эмоционально заражаете не только других, но и самого себя. Конструктивные привычки помогут вам направить свои эмоции в конструктивную сторону. Если, например, вы знаете, что вас очень легко вывести из себя, постарайтесь взрастить на этот случай какую-то альтернативную эмоцию: спокойствие, одобрение, любознательность или что-то еще. Просто сфокусировав внимание на спокойствии, вы усиливаете это чувство. Это просто потрясающе! И полностью соответствует логике мозга: на чем вы сосредоточены, того и будет в вашей жизни больше.
Просто сфокусировав внимание на спокойствии, вы усиливаете это чувство.
Здесь стоит вспомнить о весьма распространенной теории, будто негативные эмоции, скажем, гнев, нельзя сдерживать, что их «отыгрывание» помогает избавиться от них и почувствовать себя лучше. Нам советуют: «Кричи, ори, визжи, топай ногами!», не держи злость в себе, дай ей выход, дай волю своим эмоциям, и избавишься от них. Но в действительности этот метод малопригоден, поскольку, фокусируясь на той или иной конкретной эмоции, вы лишь усиливаете ее и испытываете чаще и в большем объеме. Исследование, проведенное в университете Айовы психологом Брэдом Бушманом, показало, что студенты, которых просили «выпустить пар» и дать выход своему гневу, впоследствии были намного агрессивнее тех, кто, испытав эту негативную эмоцию, в течение двух минут сидел в полной тишине. Как это метафорически сформулировал психолог Ричард Уайзмен, эмоциональная разрядка не погасит огонь гнева или злобы — напротив, она подольет в него масла.
Жесты важны для эмоций. Даже самое незначительное изменение может серьезно повлиять на то, как вы себя чувствуете. Исследования в области воплощенного познания, или познания человека как телесного материального субъекта, показали: чтобы испытать ту или иную эмоцию, необходима соответствующая деформация лицевых мышц. Иначе говоря, чтобы почувствовать себя счастливым, нам надо выразить эту эмоцию мимически. Важно также и то, как часто вы улыбаетесь. Улыбаться можно двумя способами: либо искусственно, нарочно, либо по велению своего эмоционального мозга. Это отлично известно любому неврологу, которому приходилось лечить пациентов, у которых одна сторона лица парализована. Такой больной не может улыбнуться по команде, но если он услышит хорошую шутку, его лицо осветит широкая улыбка. Как же такое возможно, если лицевые мышцы не работают? Обычно это объясняется тем, что мышцы лица не парализованы; просто нервные связи, управляемые усилием воли пациента, не доходят до этих мышц. А вот забавная история или хороший анекдот достигают его эмоционального мозга, который по-прежнему сохраняет связь с лицевыми мышцами.
По мнению психолога Мартина Селигмана, существует два вида улыбок: «дюшенова» (искренняя улыбка) и улыбка «пан-американ» (фальшивая улыбка). Для «дюшеновой» улыбки характерно движение вверх уголков губ и появление морщинок в уголках глаз. Ответственные за это мышцы называются скуловой и круговой мышцей глаза соответственно, и управлять ими усилием воли чрезвычайно трудно. А улыбка «пан-американ» не обладает ни одной из характеристик «дюшеновой»: она больше напоминает вызванную судорогой гримасу вроде тех, какие мы видим у низших приматов, когда они чувствуют страх и угрозу. Исследование, проведенное в Калифорнийском университете, показало, что по улыбкам студентов в выпускных фотоальбомах — искренним либо фальшивым, — можно довольно точно предсказать, какими будут их семейная жизнь и личное благополучие в ближайшие 30 лет.
По улыбкам студентов в выпускных фотоальбомах можно прогнозировать перспективы их личного благополучия.
«Может ли улыбка избрать президента?» — именно таким вопросом задался Брайан Маллен. И он с коллегами принялся оценивать мимику и жесты трех телеведущих в процессе президентской предвыборной гонки 1984 года, в которой участвовали Рональд Рейган и Уолтер Мондейл. Ученые обзвонили зрителей по всей стране, спрашивая их, за кого те голосовали, а затем внимательно изучили поведение трех телеведущих. Двое из них вели себя вполне нейтрально, но последний, Питер Дженнингс, говоря о Рейгане, использовал явно более позитивную мимику и жесты, чем когда говорил о Мондейле. Исследование показало, что тем самым Дженнингс довольно мощно повлиял на американцев, убедив их проголосовать за Рейгана.
Но если жесты и мимика других людей способны продвигать их точку зрения, может, это под силу и вам? Несомненно! Как вы думаете, что будет, если исследователи попросят испытуемых оценить качество разных наушников и при этом потребуют, чтобы одни сидели неподвижно, вторые кивали головами (как бы говоря «да»), а третьи качали головой (как бы говоря «нет»)? Вы, наверное, уже догадались, что испытуемые, кивавшие головами, дадут устройствам более высокую оценку, чем те, кто отрицательно качал головой. Это еще один наглядный пример воплощенного познания, о котором мы говорили выше (→Тело).
Если у нас уже выработалась на что-то позитивная или негативная точка зрения, наши жесты могут сыграть существенную роль в усилении этого мнения. Когда мы выражаем позитивную точку зрения, мы киваем головой и наши телодвижения становятся более плавными. Когда мы высказываемся по поводу чего-то негативно, мы отрицательно качаем головой и наше тело делает более резкие движения. И когда другие люди оценивают нас на основании наших жестов и мимики, спокойные и плавные движения интерпретируются ими как движения сердечного человека, а резкие и отрывистые — как равнодушного и неприятного.
Изменения лицевой мускулатуры влияют на наше душевное состояние, потому что мышцы создают в эмоциональных функциях мозга открытый, незамкнутый контур. Если, прослушивая сообщение на автоответчике, вы улыбаетесь, то наверняка воспримете его более позитивно, нежели если на вашем лице в этот момент будет недовольная гримаса. Если вы счастливы, но не имеете возможности улыбаться, интенсивность этого чувства будет намного меньше. Психолог Роберт Зайонц даже доказал, что для изменения своих эмоций достаточно пропеть один-единственный гласный звук. Пропойте «а» или «е» раз двадцать, и ваше настроение улучшится; пропойте «у», и оно станет хуже.
Игра на клавише «Эмоции»
Нажимая на эту клавишу, вы, словно музыкант, настраиваетесь на свои эмоции — и на эмоции других людей. Вы обращаете внимание на жесты, мимику и микромесседжи. Вы осознаете роль миндалевидного тела и помните, что оно способно серьезно снизить продуктивность вашего поведения. Вы понимаете, что все эмоции латентно присутствуют в вас все время, что они тесно связаны со всеми другими клавишами вашего «внутреннего фортепиано» и что эмоции, которые вы испытываете в данный момент, в значительной мере зависят от вашего собственного выбора. Вы также знаете, что эмоции легко и просто передаются от одного человека к другому, и постоянно следите за тем, как игра на остальных семи клавишах вашего «внутреннего фортепиано» изменяет эмоции. Вы знаете о волшебной доле секунды, когда все можно изменить, и по возможности используете эти знания.
Вам также известно, что нейроны, которые вместе возбуждаются, связаны друг с другом. Это относится к негативным жизненным событиям (например, к подсознательному отвращению к креветкам, которыми вы когда-то отравились). Но, к счастью, это относится и к событиям позитивным. Подумайте о человеке, которого по-настоящему любите, и ваш мозг отреагирует соответствующей эмоцией. Создайте приятную для вас ситуацию или займитесь чем-нибудь, что приносит вам удовольствие, и позитивные эмоции возникнут снова, словно сами собой. Вы не можете скомандовать себе стать счастливым, но можете приняться за то, что делает вас таковым, и благодаря этому создавать восходящие спирали позитивных эмоций.
Музыканты постоянно развивают способность быстро изменять эмоции. Играя одно и то же музыкальное произведение, они часто и без труда переключаются с эмоции на эмоцию и благодаря этому могут выбирать и проникаться чувствами, которые наиболее полезны для исполнения той или иной музыкальной темы. Хороший музыкант может быть задумчивым в одну секунду, тосковать в следующую, затем стать безумным и неистовым, а потом — счастливым и расслабленным. Конечно, это требует высочайшего уровня эмоциональной гибкости. Как писал Карл Филипп Эммануэль Бах (сын великого Иоганна Себастьяна): «Музыкант не может тронуть душу других людей, если не затронет свою собственную». Это касается любых мощных и значимых коммуникаций между людьми. Если вам хочется, чтобы окружающие на эмоциональном уровне почувствовали, что´ вы пытаетесь им сказать, почувствуйте это сами. И тогда в дело вступят зеркальные нейроны, которые заразят вашими эмоциями других людей.
Важно также и то, как часто вы улыбаетесь. Улыбаться можно двумя способами: либо искусственно, нарочно, либо по велению своего эмоционального мозга. Это отлично известно любому неврологу, которому приходилось лечить пациентов, у которых одна сторона лица парализована. Такой больной не может улыбнуться по команде, но если он услышит хорошую шутку, его лицо осветит широкая улыбка. Как же такое возможно, если лицевые мышцы не работают? Обычно это объясняется тем, что мышцы лица не парализованы; просто нервные связи, управляемые усилием воли пациента, не доходят до этих мышц. А вот забавная история или хороший анекдот достигают его эмоционального мозга, который по-прежнему сохраняет связь с лицевыми мышцами.
По мнению психолога Мартина Селигмана, существует два вида улыбок: «дюшенова» (искренняя улыбка) и улыбка «пан-американ» (фальшивая улыбка). Для «дюшеновой» улыбки характерно движение вверх уголков губ и появление морщинок в уголках глаз. Ответственные за это мышцы называются скуловой и круговой мышцей глаза соответственно, и управлять ими усилием воли чрезвычайно трудно. А улыбка «пан-американ» не обладает ни одной из характеристик «дюшеновой»: она больше напоминает вызванную судорогой гримасу вроде тех, какие мы видим у низших приматов, когда они чувствуют страх и угрозу. Исследование, проведенное в Калифорнийском университете, показало, что по улыбкам студентов в выпускных фотоальбомах — искренним либо фальшивым, — можно довольно точно предсказать, какими будут их семейная жизнь и личное благополучие в ближайшие 30 лет.
По улыбкам студентов в выпускных фотоальбомах можно прогнозировать перспективы их личного благополучия.
«Может ли улыбка избрать президента?» — именно таким вопросом задался Брайан Маллен. И он с коллегами принялся оценивать мимику и жесты трех телеведущих в процессе президентской предвыборной гонки 1984 года, в которой участвовали Рональд Рейган и Уолтер Мондейл. Ученые обзвонили зрителей по всей стране, спрашивая их, за кого те голосовали, а затем внимательно изучили поведение трех телеведущих. Двое из них вели себя вполне нейтрально, но последний, Питер Дженнингс, говоря о Рейгане, использовал явно более позитивную мимику и жесты, чем когда говорил о Мондейле. Исследование показало, что тем самым Дженнингс довольно мощно повлиял на американцев, убедив их проголосовать за Рейгана.
Но если жесты и мимика других людей способны продвигать их точку зрения, может, это под силу и вам? Несомненно! Как вы думаете, что будет, если исследователи попросят испытуемых оценить качество разных наушников и при этом потребуют, чтобы одни сидели неподвижно, вторые кивали головами (как бы говоря «да»), а третьи качали головой (как бы говоря «нет»)? Вы, наверное, уже догадались, что испытуемые, кивавшие головами, дадут устройствам более высокую оценку, чем те, кто отрицательно качал головой. Это еще один наглядный пример воплощенного познания, о котором мы говорили выше (→Тело).
Если у нас уже выработалась на что-то позитивная или негативная точка зрения, наши жесты могут сыграть существенную роль в усилении этого мнения. Когда мы выражаем позитивную точку зрения, мы киваем головой и наши телодвижения становятся более плавными. Когда мы высказываемся по поводу чего-то негативно, мы отрицательно качаем головой и наше тело делает более резкие движения. И когда другие люди оценивают нас на основании наших жестов и мимики, спокойные и плавные движения интерпретируются ими как движения сердечного человека, а резкие и отрывистые — как равнодушного и неприятного.
Изменения лицевой мускулатуры влияют на наше душевное состояние, потому что мышцы создают в эмоциональных функциях мозга открытый, незамкнутый контур. Если, прослушивая сообщение на автоответчике, вы улыбаетесь, то наверняка воспримете его более позитивно, нежели если на вашем лице в этот момент будет недовольная гримаса. Если вы счастливы, но не имеете возможности улыбаться, интенсивность этого чувства будет намного меньше. Психолог Роберт Зайонц даже доказал, что для изменения своих эмоций достаточно пропеть один-единственный гласный звук. Пропойте «а» или «е» раз двадцать, и ваше настроение улучшится; пропойте «у», и оно станет хуже.
Игра на клавише «Эмоции»
Нажимая на эту клавишу, вы, словно музыкант, настраиваетесь на свои эмоции — и на эмоции других людей. Вы обращаете внимание на жесты, мимику и микромесседжи. Вы осознаете роль миндалевидного тела и помните, что оно способно серьезно снизить продуктивность вашего поведения. Вы понимаете, что все эмоции латентно присутствуют в вас все время, что они тесно связаны со всеми другими клавишами вашего «внутреннего фортепиано» и что эмоции, которые вы испытываете в данный момент, в значительной мере зависят от вашего собственного выбора. Вы также знаете, что эмоции легко и просто передаются от одного человека к другому, и постоянно следите за тем, как игра на остальных семи клавишах вашего «внутреннего фортепиано» изменяет эмоции. Вы знаете о волшебной доле секунды, когда все можно изменить, и по возможности используете эти знания.
Вам также известно, что нейроны, которые вместе возбуждаются, связаны друг с другом. Это относится к негативным жизненным событиям (например, к подсознательному отвращению к креветкам, которыми вы когда-то отравились). Но, к счастью, это относится и к событиям позитивным. Подумайте о человеке, которого по-настоящему любите, и ваш мозг отреагирует соответствующей эмоцией. Создайте приятную для вас ситуацию или займитесь чем-нибудь, что приносит вам удовольствие, и позитивные эмоции возникнут снова, словно сами собой. Вы не можете скомандовать себе стать счастливым, но можете приняться за то, что делает вас таковым, и благодаря этому создавать восходящие спирали позитивных эмоций.
Музыканты постоянно развивают способность быстро изменять эмоции. Играя одно и то же музыкальное произведение, они часто и без труда переключаются с эмоции на эмоцию и благодаря этому могут выбирать и проникаться чувствами, которые наиболее полезны для исполнения той или иной музыкальной темы. Хороший музыкант может быть задумчивым в одну секунду, тосковать в следующую, затем стать безумным и неистовым, а потом — счастливым и расслабленным. Конечно, это требует высочайшего уровня эмоциональной гибкости. Как писал Карл Филипп Эммануэль Бах (сын великого Иоганна Себастьяна): «Музыкант не может тронуть душу других людей, если не затронет свою собственную». Это касается любых мощных и значимых коммуникаций между людьми. Если вам хочется, чтобы окружающие на эмоциональном уровне почувствовали, что´ вы пытаетесь им сказать, почувствуйте это сами. И тогда в дело вступят зеркальные нейроны, которые заразят вашими эмоциями других людей.