Люди, которые не любят музыку, не мертвы внутри, но у них может быть расстройство
Для большинства из нас решение не любить определенные звуки часто сводится ко вкусу, композиции, тому, как вы настраиваете себя. Однако для некоторых людей музыка — гораздо более безусловный зверь, и есть редкие случаи, когда практически невозможно любить какую-либо музыку. Эти люди определены как музыкально ангедонические.
Ангедония — это медицинский термин, назначенный человеку, который не способен получать удовольствие от того, что большинству людей доставляет удовольствие. Недавно эксперимент в Университете Барселоны исследовал случаи ангедонии, специфичной для музыки, и обнаружил, что 2% их испытуемого населения вообще не могли получить никакого удовольствия от музыки.
Исследование сначала выявило людей, которые не слушали музыку как хобби, а затем проверило их с помощью множества различных музыкальных произведений. Одна из пьес включала проникновенную партитуру Джона Уильямса в «Списке Шиндлера», а другую — «Лебединое озеро» Чайковского. Эти испытуемые не показали никаких изменений во время музыки, однако они смогли определить, что, по их мнению, они должны чувствовать. Это то, что отделяло ангедонических слушателей от слушателей с амузией, где человек вообще не может обрабатывать музыку и не может отличить одно произведение от другого.
В попытке разобраться с этими клиническими ненавистниками, я поговорил с одним из профессоров, доктором Робертом Заторре, нейробиологом из Монреальского неврологического института при университете Макгилла, о влиянии неприязни к музыке.
Итак, что вдохновило исследование в области музыки и как это влияет на мозг?
Д-р Роберт Заторре: Ну, музыка — это базовая человеческая потребность, которая существует во всех обществах и восходит к истокам нашего вида, поэтому важно понять, как она работает. Помимо этого, она обеспечивает окно в мозг, поскольку музыка включает в себя практически все самые сложные когнитивные способности человека.
Так какое влияние это может оказать на мозг?
Он может влиять на любую из этих систем: восприятие, внимание, эмоции памяти и т. д.
Каковы будут характеристики кого-то, кого затронула музыкальная ангедония?
Они совершенно нормальны во всех других отношениях, которые мы можем определить; они просто не получают удовольствия от музыки. Мы убедились, что у них была нормальная способность воспринимать музыку и другие звуки; при том они получали удовольствие от других вещей, таких как еда, секс, общение, спорт или деньги; мы даже проверили, способны ли они понять эмоции, присутствующие в музыкальном отрывке, такие как грусть, радость или напряжение. Они это все сделали. Таким образом, существует разрыв между их системой восприятия, которая не повреждена, и их системой удовольствия, которая также не повреждена.
Какое у вас определение ангедонии?
Существуют стандартные определения, используемые психиатрами, с соответствующими шкалами. По сути, это неспособность чувствовать удовольствие от обычно приятных событий. Это часто связано с депрессией. Но, как я уже сказал, наши музыкально ангедонические люди не показали ничего из этого.
Что включал эксперимент?
Во-первых, мы разработали шкалу музыкального удовольствия и дали ее около 900 человек, чтобы найти тех, кто получил очень низкий балл (около пяти процентов населения). Затем мы проверили пять процентов вместе с контрольной группой, которая набрала нормальный балл, попросив их прослушать музыкальные произведения, которые были выбраны как очень приятные. Конечно же, музыкальная ангедоника указала на шкалу оценок, что они не испытывают никакого удовольствия. Что еще более важно, мы также измерили их физиологию (частоту сердечных сокращений и проводимость кожи), и реакция была очень слабой, тогда как контрольная группа ответила большими физиологическими изменениями.
Как вы могли быть уверены, что им не нравилась только музыка?
Что ж, чтобы увидеть, работает ли их система вознаграждений нормально, мы проверили их с хорошо известной игорной задачей, которую большинство людей сочли бы очень полезной (потому что вы неожиданно выигрываете суммы денег). Нашим музыкальным ангедоникам это понравилось так же, как и всем остальным, и, кроме того, они показали нормальные скачки частоты сердечных сокращений и реакции кожи, когда они получали большие выплаты. Вот откуда мы знаем, что их система вознаграждений функционировала нормально.
Как вы думаете, почему мы делаем упор на музыку как социальный инструмент?
Это естественно, потому что у нас есть мозговые контуры, чтобы понимать музыку как инструмент коммуникации, передавать и выражать эмоции, а также регулировать эмоции (наши и чужие). Кроме того, ритмические свойства музыки часто упоминаются как ключевая социальная функция, потому что люди часто движутся синхронно с музыкой, такой как, например, танцы.