Почему Иоганн Себастьян Бах лучший композитор?
Спустя почти 300 лет после смерти Иоганна Себастьяна Баха, он все еще остается золотым стандартом в классической музыке.
Человечество и божественность
Инстинктивное понимание Бахом человеческой природы, его риторических навыков и его врожденного мастерства драматурга не имеют себе равных. Живя с 1685 по 1750 год, у него не было выбора, кроме как писать музыку во славу Божью — и все же все, что это значит быть человеком- любить, терять, смеяться, быть преданным, предавать, быть раздираемым на маленькие кусочки или чувствовать себя таким целым, что вы могли бы летать, здесь. Конфликт, дружба, отчаяние, радость, его музыка включает в себя то, что я могу описать только как «все во всем». Даже Шекспир не может сравниться.
Джон Элиот Гардинер, несравненный дирижер Баха и автор превосходной недавней биографии «Музыка в небесном замке», шутит, что Бах похож на сноркелинг. «В музыке Баха есть чувство непохожести: это другой мир, в который мы вступаем как исполнители или слушатели», — сказал он мне в недавнем интервью. «Вы надеваете маску и погружаетесь в психоделический мир бесчисленных цветов».
Гардинер также делает убедительные замечания о музыке и вере Баха. Потому что, когда ты слышишь что-то такое прекрасное, трудно не задаться вопросом, как это мог сделать простой смертный. Гардинер — агностик, но признает, что чувствует себя близким к тому, чтобы стать христианином при исполнении произведений Баха. «Он неотразим в своей убедительности», — признается он. «Я не могу отрицать, что даже если мой логический ум говорит «нет»- моя душа, мой дух говорит: «Это могло прийти только от того, кто обладает абсолютно достоверным и правдоподобным чувством божественности и бесполезности человеческого существования; это чаяние, которое необходимо для осмысления нашей жизни…».
Музыка Баха была создана через веру, но она превосходит веру. Он гуманизирует лютеранское богословие своего времени и делает его доступным. Он заставляет его говорить с людьми всех верований. Гардинер с верой считает, что Бах борется с музыкой, делает его священные произведения менее дидактическими, менее доктринальными, чем другие. Возьмем, к примеру, «крестьянский топот Малой Мессы, в отличие от тонких ангелов Генделя. Этот земной элемент эпической духовности Баха — «удивительный парадокс. Так много остроумия. Это реально».
Бах потерпел сокрушительную личную утрату, и его музыка, хотя иногда и пропитанная горем, почему-то всегда очень утешительна. Это особенно верно в отношении его двухсот с лишним кантат, удивительного набора произведений, которые составляют центр его музыкальной вселенной.
Как сказала вокалистка сопрано Нэнси Арджента: «Бах может быть очень обнадеживающим. Когда вы чувствуете себя измотанным, вам нужен Бах, а не Бетховен, чтобы расслабить вас. У него спокойствие, которое заставляет людей чувствовать, что с миром все хорошо и что у вас тоже все будет хорошо».
Первая рок-звезда?
Хельмут Риллинг, другой выдающийся дирижер Баха, считает, что истинная степень гения Баха становится очевидной только сейчас. Когда его спросили в журнале «Граммофон», «Бах был лучшим», он сказал: «Он был великим консолидатором, суммируя лучшее из того, что было раньше, совершенствуя лучшие идеи своего времени». «Он учитель по преимуществу», — говорит Риллинг. «Его музыка повлияла на каждое последующее поколение композиторов и музыкантов — наследие, которое сохраняется вплоть до нашего времени. Мой друг Кшиштоф Пендерецкий сказал мне, что без Баха он никогда не написал бы свою страсть к св. Луке».
Бах оказал неоценимое влияние на джаз, соул, хип-хоп и почти на любой музыкальный жанр 20-го века, который вы могли бы назвать.
Когда я недавно спросил пианиста Джеймса Роудса,почему Бах был лучшим, он выразил это довольно лаконично. «Вот человек, который осиротел к 10 годам и потерял 11 из 20 детей в младенчестве или в родах, чья первая жена и любовь в его жизни внезапно умерли», — размышлял он. «Итак, есть Бах, залитый горем, спящий с поклонницами в чердаке органа; дуэль, воюющая, пьяная рок-звезда с рабочей этикой, которая делает Обаму похожей на бомжа и создает музыку, которая все еще, 300 лет спустя, вдохновляет, оглушает и запускает нас в четвертое измерение существования».
Бах — это входные двери в четвертое измерение, которое обогатит и вдохновит жизнь каждого человека. А как насчет того факта, что существует множество удивительных интерпретаций произведений Баха в настоящее время?